В прошлом году работы практически не было. Даже опытные мастера, не первый год работающие в ремонтных бригадах, перебивались случайными заработками. Зато было много предложений для приезжих работников, которые собираются на строительной «бирже труда» на метро «Вокзальная» или у входа на Обойный рынок. Стараясь сэкономить, люди искали, где дешевле, и здесь можно было сбить цену в полтора-два раза. Правда, и качество услуг никто не гарантировал.
Этим летом, как рассказали «Сегодня» завсегдатаи «биржи», работы практически нет. Редкие заказчики — малоимущие граждане, которым нужен мелкий ремонт и дешево. Нечем похвастаться и мастерам, которые дежурят у входа на Обойный рынок. Этим летом заказчики изредка предлагают им разовые работы. Причина проста: этим летом возобновилась практика комплексных ремонтов квартир. А в этом случае работать с отдельными мастерами, которые специализируются только по гипсокартону или укладке плитки, невыгодно. Заказчикам гораздо выгоднее договориться с мобильной бригадой из 3—5 универсальных мастеров. Выгода заключается в том, что чем больше объем работы, тем больше скидки дают мастера (в среднем, до 20—25%).
РАБОТА ДЛЯ ОДИНОЧКИ
Вариант самостоятельной работы актуален для тех мастеров, которые предлагают какие-то узко специализированные услуги: установку и замену сантехники, монтаж гипсокартонных панелей, циклевку и укладку паркета и так далее. Здесь многое зависит от услуги. Например, для сантехников работа будет круглый год.
Многие мастера работают как частные предприниматели, расклеивая объявления, разбрасывая листовки в почтовые ящики и размещая рекламу на бесплатных сайтах в интернете. Но самый эффективный канал рекламы — это личные рекомендации. Большинство людей ищет мастеров среди знакомых, соседей, коллег по работе. Но для того, чтобы клиенты приходили к вам по личной рекомендации, нужно наработать приличную клиентуру, а для этого вам придется поработать, как минимум, 2—3 сезона.
«ПОЛОВОЙ» ВОПРОС. А вот циклевщики и мастера по укладке паркета — это отдельная категория высококлассных специалистов, и работают они преимущественно сами по себе. Многие ремонтные бригады планируют свою работу таким образом, чтобы состыковать графики с паркетчиками: в сезон заказы расписаны у них на недели вперед.
МАСТЕРА ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ. Мастерам по установке гипсокартонных панелей, штукатурщикам, плиточникам и прочим специалистам по отделке приходится хуже: эти работы, как правило, входят в комплексный ремонт, и специально никто не станет приглашать для этого отдельного мастера. Поэтому разумнее присоединиться к какой-нибудь ремонтной бригаде.
Для начала прозвоните по тем объявлениям в интернете, которые предлагают комплексный ремонт квартир. Но так как прорабы весьма неохотно набирают на работу незнакомых мастеров, позаботьтесь о том, чтобы у вас были какие-то рекомендации. Например, контакты клиентов, которые остались довольны вашей работой и готовы подтвердить вашу квалификацию. Таким образом можно убить двух зайцев. Если вы найдете общий язык с прорабом, то сможете договориться о том, чтобы в свободное от основной работы время поработать помощником мастеров по другим специальностям. Для вас это станет отличной возможностью освоить новые навыки в кратчайшие сроки и под руководством опытного специалиста, да еще и заработать немного денег.
КАК СОБРАТЬ СВОЮ БРИГАДУ
Собирать собственную бригаду имеет смысл только в том случае, если у вас есть опыт по всему фронту ремонтных работ, организационные способности, несколько успешно отремонтированных квартир и налаженные связи с продавцами стройматериалов и мастерами.
ТОВАР ЛИЦОМ. У вас должно быть портфолио с примерами своих работ. Многие мастера просят у заказчиков разрешения сфотографировать жилье до ремонта и после, когда работы закончены и квартира сияет во всей своей красе. Вы должны уметь рассчитать объем работ и распределить их между мастерами так, чтобы ремонт был проведен наиболее эффективно и в срок.
ДАЕМ РЕКЛАМУ. Кроме рекламы в интернете и листовок, мастера советуют расклеивать объявления рядом с новостройками, которые сдаются или уже сданы в эксплуатацию. Многие мастера используют для рекламы своих услуг блоги и социальные сети. Это удобно, потому что не требует расходов на создание сайта. По словам самих мастеров, больше всего звонков поступает благодаря интернет-рекламе.
СОСТАВЛЯЕМ СМЕТУ. Для этого нужно не только знать расценки на работы, но также цену материалов, чтобы заказчик мог представлять себе общую стоимость работы. Предупредите, где возможны дополнительные расходы, посоветуйте, где можно достать нужные стройматериалы дешевле. Расчет сметы стоит, в среднем, 250 грн. Но опытные прорабы советуют брать деньги за смету только в том случае, если заказчик колеблется, будет он работать с вами или нет. Если у вас уже есть твердая договоренность, то смету лучше составить бесплатно, в качестве бонуса.
КАК ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ ЗА РАБОТУ. Частники не заключают письменных договоров с заказчиками, ограничиваясь устной договоренностью, поэтому при расчете могут быть неприятные сюрпризы. Определенной гарантией как для заказчика, так и для мастеров станет понедельная оплата по факту выполненной работы. Если заказчик решит нарушить договоренности, то вы потеряете деньги только за последнюю неделю работы. Другой распространенный момент — задержка выплаты: заказчик просит подождать неделю-другую, ссылаясь на отсутствие денег. Опытные прорабы, когда возникают перебои с оплатой, приостанавливают работы до полного расчета.
В небольших бригадах доходы делятся поровну, потому что мастера помогают друг другу и при случае подменяют. Те мастера, которые работают сдельно, получают оплату по договоренности, за каждый квадратный метр.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД. Вы можете подзаработать на закупках и доставке стройматериалов: вагонки, гипсокартонных панелей, клея, песка, электрики и т. д. На этом можно заработать, в среднем 10%. Вам есть из чего выбирать: среди продавцов стройматериалов (начиная от торговцев на рынке «Юность» и заканчивая строительными супермаркетами) — огромная конкуренция.